Принят на заседании педагогического совета от 12.01.2021 г., протокол № 2 ОТЧЕТ о самообследовании муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Аранская средняя общеобразовательная школа им. Ю.М.Магомедова» по итогам 2020 года по состоянию на 1 января 2021 года 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Самообследование за 2020 календарный год Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Аранская средняя общеобразовательная школа им. Ю.М.Магомедова» проводилось в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» с учетом изменений Порядка проведения самообследования образовательной организации, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 года №1218. Самообследование проводится ежегодно за предшествующий самообследованию календарный год в форме анализа. При самообследовании дается оценка содержания образования и образовательной деятельности МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова», оцениваются условия реализации основной образовательной программы, а также результаты реализации основной образовательной программы. В своей деятельности Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аранская средняя общеобразовательная школа им. Ю.М.Магомедова» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Законом Республики Дагестан «Об образовании» от 16 июня 2014 года № 48, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования, науки и по делам молодежи Республики Дагестан, нормативными документами Управления образования местной администрации Рутульского муниципального района, Уставом школы . Деятельность школы осуществляется исходя из принципа неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов учебно-воспитательной деятельности. Образовательное учреждение стремится к максимальному учету потребностей и склонностей обучающихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания комфортных условий образовательной деятельности. Основной целью работы школы является развитие творческой компетентности личности как средство формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки обучающихся к жизни в социуме. 2 1.1. Общие сведения об общеобразовательной организации 1. Наименование МКОУ в соответствии с Уставом 2. Юридический адрес Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аранская средняя общеобразовательная школа им. Ю.М.Магомедова» 368705, Российская Федерация, Республика Дагестан, Рутульский муниципальный район, с.Аран, ул. И. Байрамхатуна ,50 3. Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта в сети «Интернет» -телефон -(8967) 394-28-84; -электронная почта – aran.dagschool.com@yandex.ru -адрес сайта ОУhttp://aran.dagestanschool.ru 4. Учредитель Местная администрация Рутульского муниципального района 5. Администрация: директор заместитель директора по УВР заместитель директора по ВР 6.Устав (новая редакция) 7. Лицензия 8. Свидетельство о государственной аккредитации Ибрагимов Гашим Зиявудинович Рамазанов Вайд Курбанисмаилович Казиев Навруз Зиявудинович Устав в новой редакции принят 22.05.2017г. на общем собрании трудового коллектива МКОУ Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова», утверждён Постановлением главы местной администрации Рутульского муниципального района от 04.06.2017г. 05Л01 № 0003445 от 25.10.2017г., бессрочно. 05А01 № 0001604 от 18.10.2017 года, по 30.05.2023 года 9. Образовательные программы ОУ (по лицензии) 1. Начальное общее образование; 2. Основное общее образование; 3. Среднее общее образование 10. Органы самоуправления Педагогический совет Управляющий совет Ученическое самоуправление 3 1.2. Управление образовательным учреждением Управление в МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова» осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Устава школы и локальных актов, сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов. Цель управления школой заключается в формировании современного образовательного пространства школьной организации, способствующего обеспечению равных и всесторонних возможностей для полноценного образования, воспитания, развития каждого участника образовательной деятельности. Управляющая система школы представлена персональными (директор, заместители директора, учителя, классные руководители) и коллегиальными органами управления. Управляющая система школы реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности. Управление школой осуществляет директор школы, в соответствии с действующим законодательством, которому подчиняется трудовой коллектив в целом. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно квалификационным характеристикам. Органы управления образовательным учреждением: Общее собрание трудового коллектива школы Педагогический совет Управляющий совет Ученическое самоуправление Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова». Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям. Собственные нормативные и организационнораспорядительные документации соответствуют действующему законодательству и Уставу. Ведущим принципом управления является согласование интересов субъектов образовательной деятельности: обучающихся, родителей, учителей на основе открытости и ответственности всех субъектов образовательного процесса за образовательные результаты. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная программа и учебный план на каждый учебный год предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового среднего общего образования и развитие ребёнка в процессе обучения. Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения 4 «Аранская средняя общеобразовательная школа им. Ю.М.Магомедова», фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и 5 структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является основным организационным механизмом реализации образовательной программы. Учебный план для 1-4 классов составлен на основе требований ФГОС НОО, 5-7 классов составлен на основе требовании ФГОС ООО. Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования в 5-7 классах, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам. Учебный план 8-9 классов и 10-11 классов составлены в соответствии с базисным учебным планом образовательных учреждении РД (приказ Минобрнауки и по делам молодежи РД от 19 июня 2017г. № 1816-01), на основе БУП-2004. В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки учащихся точно сохранено число часов, предусмотренных региональным учебным планом на каждую образовательную область. Региональный компонент представлен следующими предметами: родные (рутульский) язык и литература, история РД, культура народов РД, география РД. Учебный план МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова» предусматривает: 4- летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 – 4 классов; 5- летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5 – 9 классов; 2- летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования 10 – 11 классов. В МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова» разработаны Образовательные программы, целью реализации которых является обеспечение выполнения требований стандартов образования. В течение 2020 года педагогический коллектив школы прилагал значительные усилия для того, чтобы обучающиеся успешно освоили государственный образовательный стандарт, особенно много внимания уделялось учащимся 1-6-х классов, которые обучались по ФГОС второго поколения. Обучение в начальной школе ведется по традиционной программе «Школа России». Все программы утверждены Министерством образования РФ и в полной мере соответствуют достижению прочного усвоения базовых знаний в соответствии с имеющимися стандартами образования. Важный показатель результативности образования – это качество знаний. Качество образовательной деятельности – один из показателей работы всего педагогического коллектива по вопросу развития мотивационной сферы обучающихся, их возможностей, способностей. Применяя в своей работе разноуровневые и разнообразные формы обучения, инновационные образовательные технологии, учителя создали все необходимые условия для обучения детей с разными способностями, с разной степенью освоения учебного материала. Качество образовательной деятельности школы в течение года отслеживалась по результатам проводимых контрольных работ, итогам учебных четвертей и учебного года. Образовательная деятельность в школы носила 6 характер системности, открытости. Это позволяло учащимся и родителям постоянно получать информацию о результатах проводимых контрольных работ. 2.1. Сведения о численности обучающихся за три года Уровень образова ния НОО 2018год Кол-во Кол-во классов обучающ ихся 4 35 2019год Кол-во Кол-во классов обучающ ихся 4 34 2020год Кол-во Кол-во классов обучающ ихся 4 32 ООО 5 26 5 32 5 40 СОО 2 8 2 11 2 9 итого 11 11 11 Контингент обучающихся и его структура на конец 2021 года Классы Количество В них По классов обучается общеобразовательным программам 1 1 6 6 2 1 4 4 3 1 14 14 4 1 6 6 итого 4 32 32 5 1 11 11 6 1 9 9 7 1 8 8 8 1 5 5 9 1 7 7 итого 5 40 40 10 1 4 4 11 1 5 5 итого 2 9 9 ВСЕГО 11 79 По программам адаптированного обучения Контингент обучающихся стабилен, движение учащихся происходит по объективным причинам (переезд в другие населенные пункты РД, за пределы Республики) и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы. Задача, поставленная перед коллективом педагогов по увеличению контингента учащихся в ОУ, решается. Общее количество детей уменьшилось на 5 обучающихся по сравнению с прошлым годом. 3. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1. Результаты образовательной деятельности 7 В 2020 году в МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова» в соответствии с лицензией реализовывались основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школа реализовывала образовательные программы по уровням образования: начального общего образования (НОО) (1 – 4 классы) – 3 класса; основного общего образования (ООО) (5 – 9 классы) – 5 классов; среднего общего образования (СОО) (10 –11 классы) – 2 класса В ходе мониторинга успеваемости классов в целом по классам, параллелям, анализа уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам за истекший год определены: -показатели успеваемости, - выявлены качество и уровень обученности по основным предметам в параллелях. За первое полугодие 2020-2021 учебного года: Успевают На «4» и «5» % успеваемости % качества знаний 1-е кл. 4 2-е кл. 14 13 100 3-и кл. 6 5 100 4-е кл. 11 8 100 5 кл. 9 7 100 6 кл. 8 6 100 7-е кл. 5 4 100 8кл. 7 3 100 9 кл. 4 2 100 10кл. 11 кл. 5 5 3 4 100 100 По ОУ 78 55 100 93 83 73 78 75 80 73 50 60 71 80 Начальное общее образование Всего аттестовано 5 Из них имеют оценку Ка количес 4 3 2 тво знаний % 12 14 9 (34%) (40%) (26%) 35 0 74% СОК Ср средн ий балл Успеваемость % 56 4.09 100 100% Основное общее образование Всего аттестовано 5 Из них имеют оценку Ка количес 4 3 2 тво знаний % 12 10 11 33 36%) (30%) (33%) 0 СОК 67 % 52 Из них имеют оценку Ка количес 4 3 2 тво знаний % СОК Успеваемость Средний в% балл 4.0 3 100 Среднее общее образование Всего аттестовано 10 5 3 4 3 (30%) (40%) (30%) 0 70 Средний балл 60 4.4 Успеваемость в% 100 8 Выполнение образовательных программ Образовательные программы соответствовали статусу школы и носили типовой образовательный уровень. Программно-методическое обеспечение отвечало требованиям учебного плана и заявленным программам. Общие требования к программам, заложенные в календарно-тематическом планировании, выполнены всеми учителями. Образовательная деятельность носила характер системности, открытости, что позволило обучающимся и родителям постоянно владеть информацией о результативности обучения, знакомиться с рейтинговой картой школы, результатами проводимых мониторингов. Темы уроков, записанные в журналах, и сроки проведения занятий, в основном соответствуют планированию. По некоторым предметам, в течение учебных четвертей, имелись отступления, но это, в основном, было связано с региональными праздничными днями. В таком случае планы корректировались и выполнялись. При прохождении программ выполнена теоретическая и практическая часть. Учителями проводились экскурсии, практические занятия, лабораторные, контрольные работы, проектные задания, тестовые работы, работы творческого характера. Многие учителя школы на своих уроках широко применяют интерактивные доски с проекторами, компьютер, Интернет-ресурсы, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. 3.2. Сведения об участии выпускников в государственной итоговой аттестации в 2020году В школе ведется целенаправленная, систематическая подготовка участников образовательной деятельности к ГИА. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ГИА, разрабатывался план мероприятий по подготовки учащихся к ГИА, который выполнялся в течение учебного года. Итоговая аттестация выпускников осуществлялась в соответствии с расписанием Рособрнадзора. Учащиеся, родители, педагогический коллектив были ознакомлены с нормативно-правовой базой, порядком проведения экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ на инструктивно-методических совещаниях, родительских собраниях, индивидуальных консультациях в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации, Положением о проведении основного государственного экзамена и единого государственного экзамена. Государственную итоговую аттестацию прошли 5 выпускников 9 класса и 3 выпускника 11 класса. Итоговая аттестация выпускников прошла без нарушений. Основное общее образование (9 класс) Выпускники 9 класса сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику и два обязательных экзамена по выбору. 9 Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса осуществлялась (кроме обязательных предметов) по следующим учебным предметам: История – 4 человек; Биология – 5 человек; Химия – 1 человек; Все выпускники 9 класса успешно прошли Государственную (итоговую) аттестацию и показали 80 % качества знаний по русскому языку, качество знаний по математике равно прошлогоднему результату. Неудовлетворительных результатов нет. Кол–во Получили оценку Средний учащихся балл 5 4 3 2 1 Русский язык 5 4 0 0 4.6 0 Математика 5 4 1 0 4.8 0 Биология 5 4 1 0 4.8 0 Обществознани 4 1 3 0 4.25 е 0 Химия 1 0 1 0 4 Полученные результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса показывают положительную динамику в качественном выполнении экзаменационных работ по предметам. Это свидетельствует об эффективной деятельности педагогического коллектива, включающей в себя проведение инструктивных совещаний, родительских собраний, консультаций, организацию дополнительных занятий. В течение учебного года проводились пробные экзамены по математике, русскому языку и предметам по выбору учащихся. В рамках ВШК отслеживались результаты контрольных работ по этим предметам. Предмет Выводы: Все обучающиеся 9 класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию в 2020 году. Успеваемость по школе по результатам ОГЭ составила 100%. Все выпускники получили аттестаты об образовании: - 1 человек получили аттестат об основном общем образовании с отличием. Среднее общее образование (11 класс) Выпускники 11 класса проходили аттестацию в форме единого государственного экзамена. Учащихся, проходящих аттестацию в щадящем режиме, в 11 классе не было. Математику и русский язык сдавали все выпускники в обязательном порядке, остальные учебные дисциплины – по выбору. Выбор предметов для прохождения государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса осуществлялся осмотрительно: ЕГЭ является для них и вступительным испытанием для поступления в ОО СПО и ОО ВПО. 10 Выпускники 11 класса в 2020 году выбрали по выбору следующие предметы: Русский язык 1- ученица; История 1 – ученица; ЕГЭ предмет Количество участников Русский язык История 1 1 Min балл по ОУ Max балл по ОУ Средний балл по ОУ 40 64 45 4 3 3.3. Участие обучающихся в мероприятиях интеллектуальной направленности (предметные олимпиады, конкурсы, турниры, научноисследовательские конференции). В целях повышения мотивации к обучению и развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей в школе усилия педагогического коллектива в 2020 году были направлены на создание условий для развития каждого обучающегося как ответственной и творческой личности, на повышение образовательного потенциала учителей и обучающихся. Этому способствовало: -развитие практических умений и приобретение навыков обучающихся на уроках и занятиях по дополнительному образованию при реализации - программы «Одаренные дети»; -активное участие школьников в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях; -повышение квалификации учителей; -участие учителей в творческих конкурсах и научно-практических конференциях; -публикации лучших методических разработок; -аттестация педагогических кадров. 11 3.4. Общая информация о трудоустройстве выпускников МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова», 2020 г. 3.4.1. Основное общее образование Наименование Окончили 9-й класс Продолжили обучение в 10 классе Продолжили обучение в системе СПО Не обучается ( по инвалидности и достижении 18 лет) Переход в другую школу 3.4.2. Среднее общее образование Наименование Окончили 11-й класс Поступили в ВУЗы Поступили в СПО Работает Количество 4 4 (100%) (%) (0%) Количество 5 4(80%) (%) (%) Наша школа –это пространство благополучия, успеха и безопасности. Это –надежный, теплый дом, где есть работа и отдых, праздники, будни и добрые традиции. Наша школа открыта обществу. На сайте можно узнать все, чем живет школа, порадоваться нашим достижениям и победам. 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Характеристика педагогических кадров Общее количество работников ОУ (все работники) Всего педагогических работников Учителя, ведущие уроки Учителя с высшим образованием из них: с высшим педагогическим с высшим (не педагогическим), прошедшие переподготовку Педагогические работники, прошедшие курсы повышения квалификации за последние 3 года (физические лица) из них: по ФГОС Учителя, аттестованные на квалификационные категории (всего): из них: Кол-во 61 32 32 % 100 100 100 18 86 14 76 12 на высшую квалификационную категорию на первую квалификационную категорию на соответствие занимаемой должности 4.2. 32 100 Характеристика административно-управленческого персонала Количество 3 3 3 Административно-управленческий персонал (физические лица) (всего) Административно-управленческий персонал (штатные единицы) (всего) Административно-управленческий персонал, имеющий специальное образование (менеджмент) Административно-управленческий персонал, получивший или 3 повысивший квалификацию в области менеджмента за последние 3 лет (физические лица) Административно-управленческий персонал, ведущий учебные часы 2 Учителя, имеющие внутреннее совмещение по административно0 управленческой должности (физических лиц) Педагогический коллектив эффективно работает по созданию условий для развития индивидуальной способности каждой личности, формированию информационнокоммуникативной и социальной компетентности учащихся, сохранению физического и психического здоровья, готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, их конкурентоспособности на рынке труда. 4.3. Учебно-методическое обеспечение По всем предметам учебного плана разработаны рабочие программы. Рабочие программы рассмотрены на заседаниях школьных методических объединений и утверждены директором школы. Структура рабочих программ соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования. Преподавание всех учебных дисциплин обеспечено учебно-методическими комплексами. В школе имеется собственная библиотека с читальным залом, в котором имеется 1 компьютер для работы обучающихся и педагогов. Общий фонд библиотеки составляет 364 экз., в т.ч. школьных учебников – 236 экз. В библиотеке есть Интернет, оборудована локальная сеть. Востребованность библиотечного фонда и информационной базы достаточно высокая. 4.4. Психолого-педагогические условия В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы, которое обеспечивает: преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении начального, основного и среднего общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся. В том числе особенности перехода из 13 младшего школьного возраста в подростковый; 14 -формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; -вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений; -вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Материально-технические условия Материально-технические условия позволяют реализовывать основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, а также ФКГОС основного и среднего общего образования; 2) соблюдение: -санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму); -санитарно-бытовых условий (имеются: места личной гигиены); 3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, нормам, предъявляемым к: территории организации; зданию школы. Школа находится в одноэтажном здании. Территория школы не огорожена по периметру. Общая площадь земельного участка, занятого под школу составляет 5000 соток. По всей площади посажены деревья и кустарники. Во дворе школы находится здание спортивная площадка. Материально-техническая база находится в удовлетворительном состоянии и включает в себя 5 учебных кабинетов, оснащенных учебной мебелью и оборудованием, комбинированная мастерская, кабинет обслуживающего труда и библиотека. Имеется столовая, в которой дети получают бесплатное питание. Развитие материально-технической базы в соответствии с поставленными задачами, происходило за счёт бюджетных (федеральный и муниципальный бюджет) ассигнований. Педагогами школы проведена большая работа по оборудованию учебных кабинетов новыми стендами, раздаточным и наглядным материалом. Библиотека пополнилась новыми учебниками. Проведен косметический ремонт классных кабинетов и коридоров. Облагорожена вся территория школы. Анализ раздела плана укрепления материально-технической базы школы показывает, что все его пункты выполнены в полном объёме. 1. Анализ ведения финансовых расчётов по целевому использованию бюджетных средств показывает их прямое назначение, т.е. нарушений в этом направлении нет. 15 2. Учебники на сумму тыс. руб.; 3. Были проведены мероприятия по укреплению материальной базы школы, что позволяет создать лучшие условия для учебно-воспитательного процесса в школе 4. В течение учебного года в школе проводился текущий и косметический ремонт зданий школы: 5. Укрепление материальной базы школы всегда было, делом первостепенной важности и всегда имеется недостаток в материальных средствах. 6. Общая финансовая стратегия школы: разумное расходование собственных и привлечение средств с целью развития учреждения, повышения заработной платы работников. Все решения по укреплению материально-технической базы школы были согласованы с Управляющим советом и одобрены его членами. Пополнение учебного оборудования, технических средств, новых современных технологий позволяет повысить качество образования учащихся. Бюджетное финансирование не покрывает всех финансовых нужд школы, поэтому определяются приоритеты и задачи решаются постепенно. Основные расходы были направлены на заработную плату работников школы и начисления на нее, коммунальные услуги, интернет услуги, питание обучающихся. 5.2. Условия, обеспечивающие безопасность образовательной среды Безопасность ОУ является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность ОУ включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Реальные условия современной жизни подтверждают несомненную актуальность изучения и обеспечения безопасности. Комплексная безопасность школы достигается в процессе осуществления следующих основных мер и мероприятий: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществление пожарного надзора, в школе установлена система автоматической пожарной сигнализации: прибор приемно-контрольный охранно-пожарный; организация пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; установлена система видеонаблюдения, имеющая 8 внешних камер видеонаблюдения по периметру здания школы Плановая работа по антитеррористической защищенности ведется на основе разработанного Паспорта безопасности. Допуск без ограничений на территорию школы разрешается автомобильному транспорту экстренных аварийных служб, 16 скорой медицинской помощи, пожарной охраны, управления ЧС и ПБ, управления внутренних дел, газовой службы, водоканала, тепловых сетей, электросетей при выводе их из строя. Допуск указанного автотранспорта разрешается администрацией школы при проверке у водителей сопроводительных документов и документов, удостоверяющих личность водителя По результатам динамического наблюдения за здоровьем детей выявлено снижение заболеваемости учащихся ОРВИ и гриппом. Просветительская работа по формированию ценностного отношения к здоровью в школе ведется по разным направлениям. Это серии классных часов «Будем здоровы», «Уроки безопасности». Врач школы проводит классные часы по теме «Врачебный контроль и самоконтроль», «Простые правила гигиены» и другие. На стендах школы размещена информация о распространенных заболеваниях и способах противостояния им, размещаются рисунки, плакаты школьного конкурса «Мы за здоровый образ жизни!». Ежегодно проводятся медицинские осмотры детей и работников школы, Дни здоровья, традиционные мероприятия, физкультминутки, спортивные соревнования, тематические классные часы и многое другое. Организованы спортивные секции, проводились соревнования «Веселые старты», где на муниципальном уровне обучающиеся начальных классов заняли 1 место. Учащиеся постоянно участвовали в районных и республиканских соревнованиях и турнирах по футболу, баскетболу, шашкам, Вакцинно-профилактикой охвачены более 90% здоровых учащихся, 94% учителей. Доля сотрудников, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда – 80%, прошедших курсы по первой медицинской помощи-100% учителей. В 2018 году доля травматизма обучающихся во время пребывания в школе составила 0%, случаев дорожно-транспортного травматизма не было. 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на 2020 год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи деятельности создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы и на повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности, основной задачей которой является формирование гармонично развитой, духовно нравственной личности и воспитание гражданина. Основными направлениями реализации воспитательной работы в школе являются следующие: 1. Гражданско-патриотическое. 2. Духовно-нравственное воспитание. 3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. 4. Интеллектуальное воспитание. 17 5. Здоровьесберегающее воспитание. 6. Культуротворческое и эстетическое воспитание. 7. Правовое воспитание и культура безопасности. 8. Воспитание семейных ценностей. 9. Экологическое воспитание. Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностноориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика. Ключевые творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы: Праздники «Первого» и «Последнего звонка» Концерт ко Дню учителя День самоуправления День пожилых людей Новогодняя ёлка Конкурс «А, ну-ка парни!» Мероприятия в честь празднования Дня Победы Последний звонок Выпускной Бал Традиционные праздники проходят интересно с охватом практически всех обучающихся. Работа методического объединения классных руководителей На методическом объединении классных руководителей рассматривается решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы, вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей. Методическое объединение классных руководителей способствует сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе. Главная цель методического объединения – совершенствование воспитательного процесса, его постоянное саморазвитие. Методическое объединение классных руководителей состоит из 11 классных руководителей. Методическая работа проходила в форме заседаний методического объединения, состоящих из 2-х частей –теоретической и практической. На заседаниях МО обсуждались вопросы организации работы над формированием у учащихся гражданской ответственности, правового самопознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, как активизировать работу по организации ученического самоуправления. 18 Анализируя деятельность классных руководителей можно сделать вывод, что работа по созданию классных коллективов ведется целенаправленно. Классные руководители ведут работу по всем направлениям деятельности, индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания. Классные руководители проводят тематические классные часы согласно плану школы. Гражданско-патриотическое воспитание Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. В рамках гражданско-патриотического воспитания проведены следующие мероприятия: уроки мира, посвященные Дню государственности , тематические уроки, посвященные памятным датам российской истории и культуры в рамках Дня знаний; классные часы по темам «День жертв трагедии в Беслане»; День солидарности в борьбе с терроризмом; классные часы, посвященные Дню народного единства; мероприятия к 13 октября с приглашением представителей МВД РД по Рутульскому муниципальному району; встречи с ветеранами, офицерами РА, ветеранами Афганистана, Чечни. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях и разнообразных творческих конкурсах «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», « Я желаю ветерану…», «Знамя Победы», «Бессмертный полк», «Солдатский платок», «Вахта Памяти», участие в акции «Голубь мира», общешкольная акция памяти с запуском белых шаров «Мы помним. Мы скорбим.» Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется и через работу школьного музея. музея - развитие творческой самостоятельности, общественной активности, патриотического, нравственного и трудового воспитания через поисковую работу. В течение года ведется работа по сбору материала и оформлению тематических фотоальбомов, стендов. Духовно -нравственное направление Организация и проведение мероприятий, имеющих развитие нравственных и этических норм жизни, формирование правил поведения, изучение правовой культуры, формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга, усвоение понятий «настойчивость», «долг», «уважение», «управление собой», «порядочность»; выявление творческих способностей, наклонностей учеников, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям, культуре поведения. Учащиеся активно принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных декадах: -Линейка, посвящённая Дню знаний -Выставка «Дары Осени» 19 - КТД «День учителя» Концерт- поздравление -КТД «Осенний бал» -КТД «День Матери» -КТД «Новый год» - КТД к 8 марта С привлечением большого количества детей проводятся мероприятия Международный День пожилых людей, ко Дню восстановления автономности балкарского народа. Обучающиеся школы принимали активное участие в муниципальных и региональных этапах конкурсов духовно-нравственной направленности: конкурс «Россия –мое Отечество, Дагестан – малая родина моя» , конкурс «Религия и толерантность», конкурс «Звонкие голоса России» в рамках фестиваля «Хоровод традиций», конкурс хореографических коллективов «Здравствуй, мир!»; конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремесел»; конкурс «Слово твое идет по миру и учит мир радость» на лучшее литературное творчество , муниципальный этап конкурса «Живая классика»; конкурсы сочинений, компьютерных презентаций, муниципальные мероприятия ко Дню черкесского флага, акция «Подари учебник школе», «Игрушка для елки», «Елочные игрушки своими руками». Члены детской организации традиционно являются инициаторами социальнозначимых акций вместе с членами школьного самоуправления, а именно: по сбору макулатуры, вещей, по благоустройству территории школы ; по высадке деревьев. В рамках интеллектуального воспитания обучающихся проводимая работа была направлена на решение основной задачи: формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях своего интеллектуального развития. К основным видам интеллектуального развития обучающихся относятся: олимпиадное движение; деятельность научного общества обучающихся; участие в различных предметных конкурсах, научнопрактическая конференция школьников по предметам «Первые шаги в науку», интеллектуальный турнир по математике, игровые конкурсы «Русский медвежонок», «Пегас», «Кенгуру», КИТ, «Британский бульдог». Забота о сохранении и укреплении здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся также является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива и носит системный характер. Организовано горячее питание учащихся, обеспечивался оптимальный температурный режим в помещениях, осуществлялся контроль за состоянием техники безопасности, противопожарной безопасности, соблюдением санитарногигиенических норм и правил. Проводятся медицинские осмотры детей и работников школы, Дни здоровья, традиционные мероприятия, физкультминутки, спортивные соревнования, тематические классные часы и многое другое. Организованы спортивные секции, проводились соревнования «Веселые старты», где на муниципальном уровне обучающиеся начальных классов заняли 1 место. Учащиеся постоянно участвовали в районных и республиканских соревнованиях и турнирах по футболу, баскетболу, шашкам, шахматам, занимая призовые места. 20 Экологическая работа – это любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Большое внимание уделяется в школе экологическому воспитанию. Главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля. Обучающиеся школы участвовали в акциях « День птиц», «Покормите птиц зимою», Международный день борьбы с курением, Международный день борьбы с наркоманией. В рамках экологического воспитания проведена Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе». Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем Вместе» ставила перед собой высшую цель экологического образования – сформировать экологическую культуру подрастающего поколения. В акции принимали участие учащиеся 5-10 классов, акция «Зеленая весна - 2020» Школа заинтересована в тесном сотрудничестве с семьёй. Родители – это основные заказчики школы. От правильной организации работы с родителями зависит конкурентоспособность, престижность школы. С этой целью в школе велась работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые). В течение года были прочитаны лекции учителями, психологом, членами администрации школы по следующим приоритетным направлениям: «Организация внеурочной деятельности», «Дети, здоровье и телефон», «Влияние внеклассной работы в школе на воспитание ребенка», «Советы учащимся и выпускникам, как готовиться к ЕГЭ», «Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против» и др. Каждая лекция сопровождалась компьютерной презентацией. С участием родителей проведены линейка День знаний, Последний звонок, День Матери, Новогодний огонек, Осенний бал, спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты». Работа по профилактике правонарушений ведется по программе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся. В рамках этой программы в школе была организована досуговая занятость учащихся, разнообразная творческая деятельность учащихся; проводилась работа с родителями: родительские собрания, посещение на дому. Все учащиеся заняты в кружках. Организация внеурочной работы с учащимися осуществляется через творческие кружки, спортивные секции, основной задачей которых является расширение дополнительного образования школьников. С их помощью реализуются потребности несовершеннолетних граждан и их родителей в интеллектуальном, духовном, культурном, физическом развитии. В условиях дополнительного образования учащиеся развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Профориентационная работа является одним из направлений учебновоспитательного процесса в школе, целью которой является следующее: оказание 21 профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Профориентационная работа осуществлялась по трем аспектам деятельности: внутришкольная работа с обучающимися, организуемая заместителями директора по УВР, ВР, классными руководителями совместная работа школы работа с родителями обучающихся, ориентированная на качественную подготовку выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации и поступление в СПО и ВУЗы . 7. ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ Школа продолжит работу в 2021 году по - обеспечению функционирования и развития общеобразовательного учреждения, реализацию прав граждан на получение гарантированного общедоступного, бесплатного в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего и дополнительного образования в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; - достижению современного качества общего образования: -введение ФГОС основного общего образования в 9-х классах; -повышение качества образования; -повышение профессионального мастерства педагогов; - обеспечению специальных условий для инклюзивного образования детейинвалидов и детей с ОВЗ; - использованию информационных технологий в школе; - внедрению дистанционных технологий обучения в практику работы школы; - совершенствованию работы по ведению электронного журнала; - созданию эффективного воспитательного пространства в образовательной организации; - гражданско-патриотическому воспитанию на основе внедрения инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях, опираясь на имеющийся опыт по данному направлению; - сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, формированию стремления к здоровому образу жизни; - обеспечению условий для развития и самоопределения детей и подростков через совершенствование системы дополнительного образования; Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения. 22 Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324) N п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 Показатели Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса / удельный вес численности выпускников 11 класса, результаты ниже установленного минимального количества государственного экзамена по русскому языку, в общей выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного а по математике, в общей численности выпускников 11 1.14 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, Единица измерения 78 35 33 10 Человек 55/71% 4.6 4.8 64 балл 0 0 0 0 0 0 23 получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 1.15 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, 1.16 получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 1.17 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших 1.18 участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся1.19 победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 1.19.1 Муниципального уровня 1.19.2 Регионального уровня 1.19.3 Федерального уровня Численность/удельный вес численности учащихся, 1.20 получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, 1.21 получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности обучающихся с 1.22 применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся в рамках 1.23 формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся 1.24 Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических 1.25 работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической 1.26 направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических 1.27 работников, имеющих среднее профессиональное образование, общей численности педагогических работников 0 4 5 55% 0 0 0/0 0 32 25/85% 25/85% 4/13% 24 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена 1.29 квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: 1.29.1 Высшая 1.29.2 Первая Численность/удельный вес численности педагогических 1.30 работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.30.1 До 5 лет 1.30.2 Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических 1.31 работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических 1.32 работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную 1.33 переподготовку по профилю педагогической деятельности или ной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в 1.34 образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников 2. Инфраструктура 2.1 Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения 2.2 библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Наличие в образовательной организации системы 2.3 электронного документооборота 2.4 Наличие читального зала библиотеки, в том числе: да 1.28 3/12% 5 16 6 5 22 0 25 2.4.1 2.4.2 2.4.3 2.4.4 2.4.5 2.5 С обеспечением возможности работы на стационарных мпьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой Оснащенного средствами сканирования и распознавания да текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в омещении библиотеки С контролируемой распечаткой бумажных материалов да Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Директор МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М.Магомедова» % __________Ибрагимов Г.З. 26