Принята: Педагогическим советом школы протокол от 28.12.2020г. Утверждаю: Директор школы _________ Г.З. Ибрагимов Приказ №76 от28.12.2020 Согласовано: Начальник МКУ «РУО МО «Рутульский район» ____________Ф.А. Ахмедбеков Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Аранская средняя общеобразовательная школа имени Ю.М. Магомедова» на 2021-2025 годы Аран 2020 Содержание Пояснительная записка Паспорт Программы развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» на 2021-2025 годы 1.Информационная справка о МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» 2. SWOT-анализ потенциала развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» 3. Концепция развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Модель школы – 2025 Модель педагога школы – 2025 Модель выпускника школы- 2025 Миссия школы 4. Основные направления реализации программы развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» 4.1. «ФГОС: образовательный стандарт в действии» 4.2. «Эффективная образовательная среда» 4.3. «Я-гражданин» 4.4. «Информационная образовательная среда» 4.5. «Инклюзивное образование в школе» 4.6. «Школа - открытая государственно-общественная среда» 5. Механизм управления реализацией Программы развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» на 2021-2025 годы 6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» на 2021-2025 годы 7. Система мер по минимизации рисков реализации Программы развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» на 20212025 годы 8.Лист внесения изменений 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Аранская средняя общеобразовательная школа имени Ю.М. Магомедова» (МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова») (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» на период с января 2021 года до декабря 2025 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. Программа подготовлена рабочей группой школы. В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социальноэкономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества. Программа призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2018 -2025 годы: цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. цель 2 - доступность образования цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Наименование Программы 2. Нормативноправовые основания для разработки Программы развития Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Аранская средняя общеобразовательная школа имени Ю.М. Магомедова» (далее -Программа) Федеральный уровень Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642; Национальный проект «Образование» на 2019 -2024годы; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 1662-р); Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014г № 540 «Об 3 3. Заказчик программы 4. Основные разработчики Программы 5. Цель Программы 6. Задачи Программы утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». Региональный уровень: - Закон Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан» (от 29.05.2014 г. (с изменениями и дополнениями). Уровень образовательной организации: Устав МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова». Локальные акты МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова»». Совет школы МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Администрация МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Творческая группа педагогических работников МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума 1) Создание условий, обеспечивающих переход на ФГОС СОО, и обеспечение единства и преемственности между уровнями общего образования. 2) Повышение качества образования на основе обновления технологического обеспечения деятельности школы и совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров. 3) Формирование ИКТ- компетентности выпускников уровня начального общего образования, широкое внедрение современных информационных технологий в учебновоспитательный процесс школы. 4) Формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. 5) Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. 4 6) Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 7. Сроки и этапы реализации Программы 8. Перечень реализуемых проектов 2021 – 2025 гг. Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитико-проектировочный: -Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2020-2025 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Второй этап (2022 - 2024 учебные годы) – реализующий: -Реализация мероприятий плана действий Программы; -Реализация ФГОС ООО и ФГОС СОО. -Реализация образовательных и воспитательных проектов. -Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; -Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2025) - аналитикообобщающий: -Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; -Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; -Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; -Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. 1. «ФГОС: образовательный стандарт в действии» 2. «Эффективная образовательная среда» 3. «Я-гражданин» 4. «Информационная образовательная среда» 5. «Инклюзивное образование в школе». 6. «Школа открытая государственнообщественная среда» 5 Педагоги МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова», учащиеся МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Исполнители 9. Магомедова»», программы законные представители учащихся МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Показатели качества Плановое муниципальной услуги значение 1.Укомплектованность 100% педагогическими кадрами 2.Доля педагогических работников с 100% высшим профессиональным образованием от общего числа педагогов 100% 3.Доля педагогов, прошедших курсовую переподготовку не менее одного раза в пять лет 50-100% 4.Доля общей численности успевающих на «хорошо» и «отлично» по итогам каждой 50-100% четверти 5. Доля учащихся, принявших участие в районных, 50-80% республиканских, всероссийских конкурсах, олимпиадах Основные 10. целевые показатели 6.Доля выпускников 9 классов, сдавших экзамены по обязательным 80-100% программы предметам в новой форме на «хорошо» и «отлично» 7.Доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике в числе выпускников, участвовавших 85-100% в едином государственном экзамене по данным предметам 8.Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в 95-100% числе выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене 9.Удельный вес выпускников, поступивших в учреждения не более 0% начального, среднего и высшего профессионального образования 10.Доля обучающихся, отчисленных 6 по разным причинам из ОУ и не продолживших получение обязательного общего образования 11.Доля обучающихся, оставленных на повторный год обучения 12.Доля обучающихся, получающих горячее питание 13.Число пропусков занятий по болезни в расчете на одного ученика от общего числа учебных дней 14.Средняя наполняемость классов 15.Количество обучающихся на 1 компьютер 16.Выполнение плана оказания услуги в соответствии с утвержденным муниципальным заданием 11. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы не более 0% 100% не более 15 дней 10 чел. 10 чел. 99-100% оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС -100%; доступность не менее 100% учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; не менее 65% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям; не менее 30% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.); 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ; 100% переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех ступенях обучения; 7 12. Система организации контроля реализации программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы по итогам государственной итоговой аттестации; 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью; 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физической культурой и спортом; 100% реализация инклюзивного образования в школе; в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); 100% использование электронных журналов; не менее 50% родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). Реализацию программы и контроль хода выполнения программы, оценку степени эффективности ее реализации обеспечивают администрация МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова», Совет МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Реализация программных мероприятий и проектов курируется должностными лицами — представителями администрации. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях педагогического совета, на заседаниях Управляющего совета, ежегодно представляется родительской общественности, выставляется на школьном сайте в форме отчета о самообследовании. 8 1. Информационная справка о МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» расположена в селе Аран Рутульского района Республики Дагестан, основана 1 сентября 1995 года. Полное название школы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аранская средняя общеобразовательная школа имени Ю.М. Магомедова», сокращенное название школы: МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Юридический адрес: 368700, Республика Дагестан, Рутульский район, село Аран Дата государственной регистрации: 26.12.2007 Е-mail: aran.dagschool.com@yandex.ru Адрес сайта школы: https://aran.dagestanschool.ru Лицензия: серия 05Л01 № 0003445 от 25.10.2017 срок действия - бессрочно Свидетельство о государственной аккредитации: серия 05А01 № 0001604 (до 30.05.2023) Тип: общеобразовательное учреждение; Вид: средняя общеобразовательная школа; Организационно – правовая форма школы: казенное учреждение; В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования; ОГРН: 1070523001031 ИНН/КПП: 0526013316/052601001 Школа находится в относительном отдалении от культурных центров, вузов. В селе нет культурно-досугового центра, поэтому многие сельские мероприятия проходят на базе школы с участием педагогов и учащихся. Характеристика педагогических кадров: На 01.09.2020 в составе педагогического коллектива работает 30 человек, из них с высшим образованием - 26 человек, со средним специальным — 4. Награждены: Почетным знаком «Почетный работник общего образования РФ» -1; Почетным званием «Отличник образования Республики Дагестан» - 4; Занесены на Доску Почета: села -4; района -1; комитета по образованию -2. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по реализации ФГОС начального и частично основного и среднего общего образования. В целях координации действий педагогического состава школы и планирования методической работы в школе действует 5 методических объединений. Формирование устойчивых знаний учителя достигают, применяя личностно-ориентированный подход, активные методы обучения, учитывая психолого-педагогические закономерности, используя современные здоровьесберегающие технологии, оптимально сочетая различные формы 9 организации познавательной деятельности учащихся, используют различные формы учебного занятия. Использование информационных технологий в образовательном процессе 1.Для систематизации и распространения передовых педагогических технологий - 49% . 2. В целях управления образовательным процессом: Использование программы по ЕГЭ, тарификация, создание презентаций, сайта, аналитической деятельности - 100%. 3. Методические разработки уроков с применением ИКТ и мультимедийной техники - 43% . 4.Организация участия школьников в конкурсах различных уровней - 60 %. 5.Во внеклассной работе- 75%. Контингент учащихся На 01.09.2020 года количество обучающихся: 80 учащихся. Начальная школа –35 учащихся (4 классов – комплектов). Средняя школа – 34 учащихся (5 классов – комплектов). Старшая школа – 11 учащихся (2 класса – комплекта). Контингент учащихся школы неоднороден: 6 % учащихся школы живут в неполных семьях, 36% в малообеспеченных семьях, 60% - в многодетных семьях. Детей-инвалидов и детей с ОВЗ в школе нет. Материально-техническая база учреждения Год ввода зданий в эксплуатацию 1994 Проектная мощность (мест) Общая площадь всех помещений (кв.м) Учебная площадь, приходящаяся на 1 ученика (кв.м) - кабинеты для занятий Спортивный зал (кв.м) Спортивная площадка Столовая Библиотека Медицинский кабинет Кабинет психолога Актовый зал Кабинет для занятий дополнительным образованием Школьный музей Тренажерный зал Административные кабинеты 80 475 м2 2,85 м2 6/9 Не имеется Имеется Имеется Имеется ФАП ЦРБ Рутульского района Не имеется Не имеется Имеется Не имеется Не тмеется Кабинет директора, учительская, 10 (перечислить) бухгалтерия В составе используемых помещений школы в 2-х зданиях 9 учебных кабинетов, а также компьютерный класс, кабинет технологии, административно-служебные помещения. Имеется кабинет физики и химии. В школе используются 3 интерактивных комплекса. Питание учащихся организовано в оборудованном пищеблоке, рассчитанного на 15 посадочных мест. Медицинское обслуживание осуществляется на условиях договора о предоставлении медицинских услуг с ЦРБ Рутульского района. Для занятий физической культурой и спортом, а также для физкультурно-оздоровительной работы используется оборудованные спортивные площадки на территории школы. Имеются игровая площадка для баскетбола, волейбола и футбола, малые гимнастические формы. Технические средства обеспечения образовательного процесса В школе работает сайт: https://aran.dagestanschool.ru, электронная почта. Имеется высокоскоростной интернет. Обеспечен доступ к сети Интернет для педагогических работников и обучающихся, при условии фильтрации контента и использования лицензионного оборудования. Используются различные способы обработки и хранения информации: на бумажных и электронных носителях. Количество компьютеров, применяемых в учебном 18 процессе Наличие компьютерного класса (кол-во) 1/9 Мультимедийные проекторы 1 Интерактивная доска 3 Возможность пользования сетью Интернет учащимися да Доля учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе 70% Количество компьютеров, применяемых в управлении 4 Возможность пользования сетью Интернет педагогами да https://aran.dagesta Наличие сайта nschool.ru Наличие учебно-методических комплексов В школе имеется собственная библиотека. Библиотека располагает учебниками и учебными пособиями: - число книг - 3126; - фонд учебников - 1893, из общего количества литературы составляет 60,5 %; - научно-педагогическая и методическая литература - 70. Фонд учебников ежегодно пополняется за счет средств республиканского бюджета. 11 Основные недостатки: недостаточно программной, художественной, справочной литературы, словарей. Имеется потребность в обновлении книжного фонда, в учебниках. Имеются электронные приложения к учебникам начальной школы. Обеспечение безопасности. Во время учебно-воспитательного процесса организована охрана жизни и здоровья учащихся. Ведется целенаправленная работа по антитеррористической защищенности учащихся (Составлен Паспорт безопасности). В целях безопасности учащихся и охраны труда в школе ведется следующая работа: для учащихся ведется курс классных часов, охватывающий теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; в течении года (каждую четверть) проводятся тренировки поведения в экстремальных ситуациях (пожарах, землетрясениях и т.д.); осуществляется контроль безопасности используемых в образовательном процессе приборов, оборудования, технических и наглядных средств обучения, спортивного оборудования; своевременно проводятся инструктажи обучающихся и работников школы; проводится своевременное обучение ответственных лиц за противопожарную безопасность, тепло- и электроснабжение школы; осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся; для обеспечения охраны учащихся и работников школы установлена система сигнализации; установлена система пожарной сигнализации; ежегодно проводится противопожарная обработка кровли зданий школы; установлена видеосистема наблюдения за территориями школы. осуществлено ограждение двух территорий школы; осуществляется круглосуточная охрана школы (вахтер, сторож). С 2000 по 2020 годы проведены следующие мероприятия для улучшения материально-технической базы и создания условий для образовательного и воспитательного процессов: В 2014 году построена спортивная площадка, поставлено спортивное оборудование и компьютеры в рамках реализации нацпроекта «Образование». В 2017 году оборудован воркаут. В 2013 году поставлено технологическое оборудование для пищеблока. В 2020 году в рамках реализации федерального проекта печное отопление было заменено на паровое, произведен капитальный ремонт зданий школы. Деятельность школы направлена на максимальное удовлетворение образовательных запросов на основе дифференциации и индивидуализации 12 обучения с помощью современных образовательных программ и технологий в условиях уважения к личности и психологического комфорта. Образовательные цели: - развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность, - развитие личностного самообразования ребенка, его активности, самостоятельности, общения, - создание комфортной обстановки, ситуации успеха; - формирование общественной активности, успешного самоутверждения, включение в активную деятельность, организация творческой, личностнозначимой деятельности детей; - формирование специальных знаний, умений, обучение приемам самопознания, саморегуляции; - формирование здорового образа жизни. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы. 2. SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В течение 5 лет школа работала по Программе развития МКОУ «Аранская СОШ» на 2015-2020 годы. В программном документе перечислены потребности образовательного учреждения, инновации и административные коррективы, необходимые для качественного изменения уровня учебно-воспитательного процесса; раскрыт курс на реализацию перспективных образовательных потребностей прогнозируемого социального заказа. В программе школа рассматривалась как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны, а решения направлены на устранение или совершенствование отдельных составляющих жизнедеятельности школы. Целью предыдущей Программы было: обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами участников образовательных отношений и перспективными задачами российского общества и экономики путем создания современных условий, обновления структуры и содержания образования. Решались следующие задачи: -Определение оптимального содержания образования обучающихся с учетом требований к выпускнику каждого уровня обучения и внедрения современных стандартов общего образования; Развитие современной системы оценки качества образования, радикальное обновление методов и технологий обучения, создание современных условий обучения; Расширение школьной сети вариативного образования, в том числе платных образовательных услуг с целью развития личностных способностей учащихся 13 Создание условий для разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий и организации сопровождения талантливых детей; Создание условий для профессионального самосовершенствования и развития педагогов в рамках системно-деятельностного подхода через вовлечение в профессиональные сообщества, систему повышения квалификации в условиях реализации ФГОС и систему инновационной деятельности; Создание необходимых материально-технических условий, обеспечивающих эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся, педагогов, по формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья; Развитие профильного обучения и предпрофильной подготовки, апробирования новых форм получения образования обучающимися; -Создание системы государственно-общественного управления, способствующей повышению качества образования. Благодаря целенаправленной работе, целевые индикаторы и показатели программы в основном были исполнены, в чем помогли проводимые программные мероприятия. Результаты выполнения Программы развития на 2015-2020: совершенствуется профессиональная компетентность и общекультурный уровень педагогических работников, улучшается психологический микроклимат педагогического коллектива, создаются здоровые и безопасные условия образовательной деятельности; целенаправленно формируются у учащихся представления о здоровом образе жизни; используются в учебном процессе информационные технологии, компьютерная техника, учебное и лабораторное оборудование; эффективно расходуются бюджетные средства путём целевого финансирования мероприятий. Пополнилась и обновилась материально-техническая база школы. Однако некоторые показатели недостаточно еще проработаны. Так, формируются ключевые компетентности выпускников только 1 и 2 ступеней обучения с учётом их способностей и возможностей; не в полной мере разработаны внутренние критерии результативности работы школы, недостаточно развита система дополнительных образовательных услуг; недостаточно развита государственно-общественная форма управления. Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы). Оценка внутреннего потенциала школы Сильная сторона Слабая сторона Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения Благоприятные Риски 14 возможности 1.Реализация проекта «ФГОС: образовательный стандарт в действии» - Все классы уровня - Насыщенность - Привлечение - Нет начального общего урочной и внеуроч- родителей к участию существенной образования ной деятельности, в общешкольных профессионально обучаются по ФГОС потенциально возмероприятиях; й поддержки при НОО. можные перегрузки - Все педагоги освоении ФГОС - Созданы условия обучающихся, в со- школы прошли КПК со стороны для реализации четании с не сфорпо ФГОС; внешних ФГОС НОО, ФГОС мированным здоро- - Внедрение партнеров, ООО вым отдыхом вне инновационных вследствие чего - Обучающиеся 10 школы может вызы- технологий возможны угрозы класса обучаются вать усталость у не- развивающего допустимых по ФГОС СОО (с которых учащихся; обучения; ошибок; 01.09.2020) - При обновлении - Внедрение в содержания образо- систему вания нет полноцен- воспитательной ной поддержки от работы школы родительской обще- технологии ственности, частич- социального но проявляется сни- проектирования. женная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; - У педагогов проявляется привычка работать по известной модели подачи знаний, присутствует страх перед реализацией ФГОС ООО, СОО - Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при внедрении ФГОС СОО; - Риск увеличения объема работы, воз15 лагающийся на членов администрации и педагогов. 2.Реализация проекта «Эффективная образовательная среда» - В школе создана и - Не все педагоги - Все педагоги - Отсутствие реализуется система школы готовы школы должного подготовки морально к своевременно контроля со обучающихся к изменению проходят КПК; стороны независимой оценке подходов к - Внедрение родителей качества обучению инновационных значительного образования; - Нежелание технологий числа - Создана система некоторых развивающего обучающихся; поощрения педагогов изменять обучения. - низкий педагогов за формы работы, социальный качественную подходы к уровень подготовку обучающимся; некоторых семей, обучающихся к - Нехватка опыта у низкий уровень ГИА; ВОШ. молодых образовательных - Готовность специалистов. потребностей. педагогов к изменениям; - Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной формах. 3.Реализация проекта «Я -Гражданин» - наличие опытного - недостаточная -заинтересованность - риск потери и обученного кадро- материальноразличных кадров; вого потенциала; техническая социальных - изменение - заинтересованоснащенность базы; институтов концепций по ность педагогиче- недостаточно (военный патриотическому ских работников и высокий уровень комиссариат, МВД, воспитанию. учащихся в патрио- патриотического органов местного тическом воспитасознания самоуправления) в нии; школьников в патриотическом - отражение грасовременное время; воспитании жданско-правового - отсутствие сознания в урочной оборудованной и внеурочной деяполосы препятствий тельности (проведе- на территории ние различных экс- школы курсий, посещение 16 музея, изучение личностей героев, участников ВОВ села, района), детей войны, участников локальных войн, деятельности общественных организаций (волонтерские отряды, участие в РДШ и др.) 4.Реализация проекта « Информационная образовательная среда» -Материально- Нежелание ряда - Увеличение Недостаточность техническая база педагогов активно скорости интернета. финансовых учреждения использовать ИКТ в ресурсов для укомплектована, своей деятельности; активного пополняется новым -В школе работает развития оборудованием; значительное число материальноСоздан сайт возрастных технической школы. педагогов, базы. -Используется испытывающих электронный трудности в журнал. освоении ИКТтехнологий. 5. Реализация проекта «Школа - открытая государственно-общественная среда» - Наличие в школе - Редко обновляется -Перераспределение - Нежелание профессиональной коллектив обязанностей членов должным команды педагогов; молодыми коллектива; образом работать - Педагоги активно специалистами; - Поиск новых идей с классными пользуются - Некоторые и ресурсов; коллективами предметными классные - Возможность приводит в ряде сайтами, Интернет- руководители не в дистанционного случаев к ресурсами для полной мере обучения конфликтам во обогащения опыта, используют ресурс (вебинаров) для взаимоотношения родительской обогащения опыта и х педагогов и Функционирование общественности при обновления знаний; ученического Совета школы, решении проблем коллектива; общешкольного организации - Сложности совета родителей, образовательного взаимодействия с органов процесса внебюджетными ученического - Формализм в организациями, самоуправления работе некоторых коммерческими родительских предприятиями комитетов для активации 17 возможностей и поиска новых ресурсов SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2025 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса. SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации школы, а также руководителями предметных МО. Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения. Основные выводы: Школа функционирует стабильно, по результатам деятельности работает в режиме развития. Деятельность школы строится в соответствии с государственной нормативной базой, программно-целевыми установками федеральных, республиканских, муниципальных целевых программ по общему образованию. Педагогический коллектив на основе анализа и структурирования возникающих проблем умеет выстроить перспективы развития в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к современной школе. На всех ступенях обучения созданы условия для самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей и учебных возможностей в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается результативностью участия в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В школе создано единое информационное пространство, позволяющее эффективно решать вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Родители, выпускники и местное сообщество высказывают позитивное мнение к деятельности школы. Основные проблемы: По результатам деятельности школы можно выделить следующие, наиболее актуальные проблемы, на решение которых должна быть направлена новая Программа развития, т.к. их решение поможет вывести школу на новый уровень развития. 1. Проблема формирования и сохранения контингента учащихся. Наблюдаемое в последнее время изменение числа учащихся заставляет думать 18 о поиске и развитии конкурентных направлений работы школы. Именно поэтому развитие школы требует максимального учёта социокультурной специфики микрорайона, организации тесного взаимодействия со всеми учреждениями образования и культуры микрорайона. Сохранение и увеличение контингента учащихся возможно через повышение привлекательности школы, прежде всего за счет предоставления всем обучающимся и их родителям возможности удовлетворить образовательные запросы в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями детей. Это подразумевает улучшение качества преподавания во всех ступенях, увеличение спектра и качества оказываемых услуг. 2. Проблема повышения качества образования для образовательного учреждения является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе государственной итоговой аттестации, а также в условиях реализации ФГОС НОО И ФГОС ОО, направленных на формирование универсальных учебных действий. 3. Важной для школы по-прежнему остается проблема эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. 4. Необходимо продолжить работу по преодолению педагогического консерватизма, стереотипов мышления в деятельности педагогов, развитию системы мотивации педагогов. 5. Развитие воспитательной системы как компонента педагогического процесса, охватывающего все составляющие образовательной системы школы. 6. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы. 3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Основная стратегическая цель: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума. Для достижения указанной цели поставлены следующие стратегические задачи: 19 1. Создание условий, обеспечивающих переход на ФГОС СОО, и обеспечение единства и преемственности между уровнями общего образования. 2. Повышение качества образования на основе обновления технологического обеспечения деятельности школы и совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров. 3. Формирование ИКТ- компетентности выпускников уровня начального общего образования, широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. 4. Формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. 5. Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. 6. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2025 Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами: 1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации; 2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования; 3) в школе действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени; 4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив; 6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения; 7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой; 20 8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов; 9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования; 10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2025 Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога: 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; 5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; 6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; 8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 10) сформированность теоретических представлений о системнопедагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; 11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога. 21 МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2025 года. Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника. Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности. Выпускник должен обладать следующими чертами: 1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире; 2) прочные знания по основным школьным предметам обучения; 3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе; 4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а также проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей; 5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках; 6) ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране практическую пользу; 7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира; 8) уважительно относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой; 9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; 10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; 22 11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры. МИССИЯ ШКОЛЫ Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса. 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цели, задачи, идеи и принципы развития МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова», а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса. 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу. В каждой параллели классов начальной школы выделено до 10 часов в неделю на внеурочные занятия во второй или первой половине дня (в зависимости от смены обучения), во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед. С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования. Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 23 в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе. Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта- ФГОС СОО. Задачи: 1. Создать комплекс организационно-методических и психологопедагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход СОО на освоение ФГОС среднего общего образования второго поколения. 2. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС. 3. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия Сроки Ответственные № Зам. директора 1. Изучение требований, нормативно- Постоянно правовых документов по введению и по УВР реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОО и проведение По графику Зам. директора 2. Организация независимого мониторинга Министерства по УВР результатов освоения ФГОС НОО, просвещения ООО, СОО (ВПР) РФ 3. Развитие внутренней системы оценки В течение 2021- Зам. директора качества образования 22 уч. года по УВР Зам. директора 4. Создание условий для повышения К 2023 г. вариативности образовательных по УВР маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса 5. Введение в педагогическую практику В течение 2021- Педагогпортфолио обучающихся 5-9 классов, 2022 года организатор 10-11 классов Зам. директора 6. Разработка и утверждение модели 2021-2022 взаимодействия образовательного учебный год по ВР, учреждения с учреждениями Педагогдополнительного образования детей, организатор культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС Зам. директора 7. Обеспечение ОУ УМК при введении 2021-2022 ФГОС СОО согласно федеральному учебный год по УВР, 24 8. 9. 10. 11. перечню Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС СОО через средства массовой информации, сайт школы Проведение экспертизы образовательных программ внеурочной деятельности Реализация проектноисследовательской деятельности обучающихся Активизация деятельности по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся 2021-2022 учебный год библиотекарь Директор, зам. директора по УВР Ежегодно Зам. директора по УВР, ВР Ежегодно Зам. директора по УВР 2021-2022 учебный год Зам. директора по УВР 12. Обеспечение оснащённости учебного Постоянно по Завхоз процесса и оборудования учебных мере помещений материального и финансирования технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС педагогов в работе Ежегодно 13. Участие проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений района 14. Подготовка и проведение совещаний, 1-2 раза в год педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО Анализ внедрения ФГОС ООО и Конец 2025 г. ФГОС СОО Зам. директора по УВР Директор, директора УВР зам. по Администрация Целевой компонент внутренней модели системы оценки качества образования МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Внутренняя система оценки качества образования МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова»» представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов участников образовательных отношений. 25 Цель ВСОКО: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования в МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова», обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования. (При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса). Модель внутренней системы оценки качества образования МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» будет создана на основе интеграции кадровых, методических, информационных, организационно - управленческих и материально-технических ресурсов школы. Задачи: создание инструментария для ВСОКО (разработка процедур, технологий и инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследовани; получение объективной и достоверной информации о качестве образования в школе и причинах, влияющих на качество образования; предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования в школе; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования и уровня информированности участников образовательных 5 отношений; прогнозирование развития образовательной организации. № п/п Этапы реализации модели ВСОКО МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» Этапы Мероприятия Сроки 1. Нормативно установочный Определение показателей инструментария 2021-2022 2. Информационно диагностический Сбор информации 2021-2023 3. Аналитический Анализ результатов, определение рисков 2023-2024 4. Итогово прогностический Разработка стратегии, коррекционно - развивающие работы 2024-2025 Модель внутренней системы оценки качества МКОУ «Аранская СОШ им. Ю.М. Магомедова» реализуется в системе сочетания принципов внешней 26 независимой оценки, внутренней независимой оценки, самообследования и самооценки. Внутренняя система оценки качества образования особое внимание обращает на самооценку образовательной организации при разработке механизмов постоянного совершенствования, обеспечения и проверки измеряемых улучшений в качестве образовательной деятельности. Основу составляет ориентация на динамику и результат. Ожидаемые результаты: - своевременная и объективная диагностика качества образования на всех уровнях, отслеживание динамики по всем образовательным программам, структурным подразделениям, процессам, направлениям; -предоставление возможности своевременно корректировать образовательную деятельность; -вовлечение в процесс участия, как равноправных членов образовательного процесса, обучающихся, родителей (их законных представителей); - мотивация педагогического коллектива на педагогические исследования, совершенствование своей педагогической деятельности, инновации. 4.2. Эффективная образовательная среда В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности. Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания Задачи: 1. Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования 2. Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11 3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся 4. Разнообразить формы внеурочной деятельности № Мероприятия Сроки Ответственн ые 1 Создание плана подготовки к ГИА Ежегодно Зам директора сентябрь по УВР 2 Прохождение курсов повышения По отдельному Зам директора квалификации педагогами школы графику по УМР 3 Мониторинг уровня подготовки Ежегодно Зам директора выпускников 4х, 9х, 11х, классов на Июнь-июль по УВР основе результатов итоговой аттестации 4 Мониторинг качества обученности Каждое Зам директора 27 5 6 7 8 9 10 11 учащихся по результатам полугодовых и годовых контрольных работ Мониторинг образовательных достижений учащихся 4-х классов начальной школы по ФГОС Мониторинг выполнения учебных программ по предметам Проверка состояния преподавания предметов учебного плана. Анализ результативности внеурочной деятельности Мониторинг результативности учебного процесса по итогам четвертей (полугодий) и учебному году Мониторинг исследования адаптационного периода обучающихся 1-х и 5-х классов Обеспечение проведения независимой оценки качества образования полугодие по УВР Ежегодно Апрель Май Ежегодно конец четверти, года В течение года Зам директора по УВР Ежегодно конец четверти Ноябрь, январь, апрель, май, июнь Сентябрь Октябрь По графику Министерства Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам. директора по УВР, ВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР 4.3. Я - Гражданин Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Цель гражданского воспитания в школе – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе. Задачи: формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы. В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. 28 Задачи воспитания и социализации гражданскопатриотического направления Виды деятельности - сформировать знание о Урочная политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Республики Дагестан; - познакомиться с героическими страницами истории России, Республики Дагестан; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Республики Дагестан, района и родного села ; - сформировать представление о содержании и значении Внеклассная государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с Внеурочная правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречах с ветеранами и военнослужащими; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные Формы занятий и мероприятия с обучающимися 1. Мини-проекты по истории, обществознанию и барнауловедению 2.Викторины на уроке истории. 3.Тематические уроки истории к памятным датам и событиям российской истории и культуры. 4.Тематические уроки литературы и русского языка. 5. Тематические уроки музыки. 6. Составление бизнес-плана по теме «Экономика». 7.Участие в проведении уроков представителей местных органов власти и правопорядка. 1. Участие во встречах с ветеранами и военнослужащими. 2. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. 3. Составление родословных семьи. 1.Классные часы «Уроки мужества». 2.Публичные презентации о славных людях района, Республики Дагестан, России, мира. 3.Мероприятия, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ: Дню народного единства, Дню Победы. 4. Всероссийский Урок Мира. 5. Встречи и беседы с представителями общественных организаций. 29 примеры гражданственности и патриотизма. Внешкольна я 1. Экскурсия по материалам школьного музея. 2. Шефство над памятником Великой Отечественной войны. 3. Участие во Всероссийских Акциях Памяти героев Великой Отечественной, афганской, чеченской войн. По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностносмысловой, деятельностный. Ценностные установки Любовь к России, своему народу, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Планируемые результаты воспитательной деятельности 1. Когнитивный компонент: - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии Рутульского района, Республики Дагестан, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Рутульского района, основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, Республики Дагестан, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; 30 - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно: I. Аналитический этап (2021 -2022 гг.). 1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся; 2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов; 3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию. II. Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2022-2024 гг.). 1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе; 2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся; III. Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг). 1. Анализ итогов работы по данному направлению 2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе 3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности 4.4.Информационная образовательная среда. Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационнокоммуникационные технологии в обучении. Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе. Цели: 1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы. 2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы. Задачи: 31 1.Формирование ИКТ- компетентности выпускников уровня начального общего образования, широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. 2. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации. 3. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений. 4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы. 5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. № 1 2 3 4 Мероприятия Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы Ответственн ый исполнитель Сроки реализа ции Директор, зам. директора по ИКТ 20212025 Концепция информационного обеспечения образовательного процесса Зам. директора по ИКТ 20212025 Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума Организация и проведение КПК Создание условий, Директор 2021обеспечивающих 2022 целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации Ведение школьного Директор, зам. 2021- Ожидаемый результат Создание 32 делопроизводства в электронном виде 5 6 7 Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы Ведение электронных журналов и дневников. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов директора по ИКТ, УВР, ВР, бухгалтерия, делопроизвод итель Директор, зам. директора по ИКТ, учитель информатики 2025 компьютерной базы В течение года Администрац ия, педагоги Директор, зам. директора по ИКТ, учитель информатики 20212025г постоян но Расширение информированност и участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование электронные журналы Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности выпускников уровня начального общего образования № п/п 1 Выпускник научится: 2 Выпускник научится: Планируемые результаты со средствами ИКТ, гигиена работы с Знакомство компьютером - использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); - организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных - вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию; - владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; 33 - рисовать изображения на графическом планшете; - сканировать рисунки и тексты - использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке Выпускник получит возможность научиться: 3 Обработка и поиск информации. Выпускник - подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим научится: параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты); - описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; - собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; - редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; - пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; - искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); - заполнять учебные базы данных Выпускник грамотно формулировать запросы при поиске в получит Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и возможность сохранять найденную информацию; критически относиться к научиться: информации и к выбору источника информации 4 Создание, представление и передача сообщений. Выпускник - создавать текстовые сообщения с использованием средств научится: ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; - создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; 34 - готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; - создавать диаграммы, планы территории и пр.; - создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); - размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; - пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах Выпускник - представлять данные; получит - создавать музыкальные произведения с использованием возможность компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из научиться: готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель» 5 Планирование деятельности, управление и организация Выпускник - создавать движущиеся модели и управлять ими в научится: компьютерно управляемых средах; - определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; - планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира Выпускник - проектировать несложные объекты и процессы реального получит мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; возможность - моделировать объекты и процессы реального мира. научиться: Ожидаемые результаты: 1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы. 2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. 3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. 4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование. 35 5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности. 4.5. Инклюзивное образование в школе Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество. Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. Разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования. Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ посредством взаимодействия диагностическоконсультивного, социально-трудового направлений деятельности. Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. 36 Подзадачи: В работе с семьей: Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В работе с педагогами: Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме. Ожидаемые результаты: Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении. Индикаторы результативности: Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы) Результаты диагностики: - развития детей, - уровня детско-родительских отношений, - личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности). Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов). Повышение рейтинга учреждения. Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности. Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения. № Мероприятия Сроки Ответствен 37 1 2 3 4 6 Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, индивидуально на дому, комбинированно, семейное обучение) Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (комнаты психологической разгрузки) 8 Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» 9 Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 10 Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 11 Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания 7 20212025 ные Администра ция 20212025, по мере необходи мости 20212023 Зам директора по УВР 20212024 Зам директора по УВР Зам директора по УВР Директор 20212024 Зам директора по УВР По мере финансир ования 2021Администра 2022 ция 20212022 Администра ция 20212023 Администра ция 20212025 Директор 38 Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии Критерии Реализация индивидуальног о подхода к детям Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка Активное включение в образовательны й процесс всех его участников Междисциплина рный подход Вариативность в организации процессов обучения и воспитания Показатели Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого Индикаторы Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. Командные формы Функционирование в школе выработки и принятия разнообразных командных организационных решений: форм работы междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Междисциплинарное Наличие специалистов. проведение и обсуждение Циклограмма проведения диагностики, составления междисциплинарных и реализации ИОП консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. Вариативные Квалификация специалистов образовательные программы, – наличие образования по приемы, методы разным методам работы, в образования, вариативная том числе и с детьми с ОВЗ, образовательная среда методических, дидактических пособий, обеспечивающих 39 Партнерское взаимодействие с семьей Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам Динамическое Выстраивание развитие образовательного процесса в образовательной соответствии с модели потребностями детского инклюзивного контингента, изменение пространства образовательных условий в школы связи с диагностикой образовательных потребностей образовательный процесс Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. 4.6. Школа - открытая государственно-общественная среда Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса. Задачи: 1. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 40 2. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг. 3. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением. Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мероприятия Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений Внесение коррективов в планы работы школы, Совета родителей, Совета школы, Совета старшеклассников. Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы Проведение обучающих семинаров с членами Управляющего совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного организации Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. Совершенствование содержания сайта школы в сети интернет и поддержание его актуальности. Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственнообщественного управления Прогнозирование перспективных направлений развития государственнообщественного управления. Обобщение работы органов ГОУ Сроки Ответственные 20212025 20212025 Директор 20212023 20212023 Администрация 20212025 Директор, председатель Совета школы 20212025 Администрация 20212025 Директор 20212023 Директор 20212023 Администрация 20212025 Директор Администрация Администрация 41 Критерии оценки работы школы по данному направлению: Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий. Участие Совета школы в оценке качества образования. Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы; Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки. Ожидаемые результаты: Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы; Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности. Создание положительного имиджа школы среди общественности. Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2022 года. 5.МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации Программы выполняет – Педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы школы. 4. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы. 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса. 42 2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам. 4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. 5. Не менее 35% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям. 6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). 7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ. 8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ. 9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию. 10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью. 11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом. 12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе. 13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность. 14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития). 15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). 7. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски - Неполнота отдельных нормативно- -Регулярный анализ нормативноправовых документов, правовой документации на предмет ее предусмотренных на момент актуальности, полноты, соответствия 43 разработки и начало внедрения решаемым задачам. Программы. - Систематическая работа руководства Неоднозначность толкования с педагогическим коллективом, отдельных нормативно-правовых родительской общественностью по документов, регламентирующих разъяснению конкретных нормативнодеятельность и ответственность правовых актов, регламентирующих субъектов образовательного деятельность в школе и содержание процесса школе в целом образовательного процесса в целом Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) -Недостаточность Систематическая работа по профессиональной инициативы и обновлению компетентности у отдельных внутриучрежденческой системы педагогов по внедрению повышения квалификации. инновационных образовательных -Разработка и использование технологий. эффективной системы мотивации неготовность молодых включения педагогов в инновационные специалистов работать в школе. процессы. - недостаточная инициатива участия - Психолого-педагогическое и в различных конкурсных методическое сопровождение мероприятиях педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для Систематический анализ реализации направлений, достаточности ресурсной базы для подпрограмм и мероприятий реализации всех компонентов Программы; Программы. Участие педагогов и всего образовательного учреждения федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. 44 Лист внесения изменений № Описание изменений Правовое основание для внесения изменений (наименование документа и его реквизиты) 45 46